Этим сообщением начинается подборка сообщений, в которых детально будет рассмотрен основной документ, в котором регламентируются все санитарные требования к медицинскому учреждению начиная с выбора земельного участка и завершая отделкой и т.д.
Этот документ требует детального изучения при планировании собственной медицинской клиники, но так как он очень большой ( более 70 страниц!!!), для удобства разобьем его на части, в которые при необходимости можно заглянуть не разыскивая по всему документу.
Обратите внимание на пп. 3.1. и 3.4. Это общие требования для всех видов учреждений
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630-10
I. Общие требования к
организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность
1. Общие положения и область
применения
1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают
санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию,
содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и
противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации
питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую
деятельность (далее - ООМД).
1.2. Санитарные правила предназначены для
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую
деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт,
перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в
соответствии с настоящими правилами.
1.3. Медицинская деятельность подлежит
лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем
лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным
правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного
имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для
осуществления деятельности.
1.4. Надзор за выполнением настоящих правил
проводится органами,
уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический
надзор.
1.5. Ответственность за соблюдение требований
настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и
должностных лиц.
1.6. Медицинская техника, мебель, оборудование,
дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и
отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть
разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке.
1.7. Администрация ООМД обязана организовать
производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и
противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных
исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными
документами.
2. Требования к размещению и
территории
лечебно-профилактических организаций (ЛПО)
2.1. ЛПО располагают на территории жилой
застройки, в зеленой или пригородной зонах на расстоянии от общественных,
промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и
сельских населенных пунктов, а также в соответствии с гигиеническими
требованиями к санитарно-защитным зонам. Отвод земельного участка подлежит
согласованию с органами, осуществляющими государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, с оформлением
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка санитарным
правилам и нормативам.
2.2. Стационары психиатрического, инфекционного, в
том числе туберкулезного, профиля располагают на расстоянии не менее 100 метров
от территории жилой застройки. Стационары указанного профиля на 1000 и более
коек желательно размещать в пригородной или зеленой зонах.
2.3. На участке ЛПО не должны располагаться здания
организаций, функционально не связанных с ней. На территории ЛПО или в
непосредственной близости от нее целесообразно предусматривать гостиницы или
пансионаты для проживания пациентов, прибывших на амбулаторное обследование,
и/или сопровождающих лиц.
2.4. На участке размещения ЛПО почва по
санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям,
радиационному фактору должна соответствовать гигиеническим нормативам,
содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных
излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические
нормативы.
2.5. Через территорию ЛПО не должны проходить
транзитные инженерные и транспортные коммуникации.
2.6. В жилых и общественных зданиях, при наличии
отдельного входа, допускается размещать амбулаторно-поликлинические ЛПО
мощностью не более 100 посещений в смену, включая фельдшерско-акушерские пункты
(ФАПы), организации с дневными стационарами.
2.7. В жилых и общественных зданиях не допускается
размещение ЛПО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным
больным), за исключением амбулаторно-поликлинического консультативного приема
дерматолога.
2.8. ЛПО для оказания помощи лицам, страдающим
алкогольной и наркотической зависимостью, не допускается размещать в жилых
зданиях.
2.9. В жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к
ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории
(отделения), отделения магнитно-резонансной томографии.
2.10. Требования к размещению организаций,
эксплуатирующих источники ионизирующих излучений, определяются в соответствии с нормами радиационной безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями к
данному виду деятельности.
2.11. Площади земельных участков стационаров и
отдельно стоящих амбулаторно-поликлинических организаций должны определяться в
соответствии с требованиями градостроительных нормативных документов. Рекомендуемые площади земельного участка
стационара в зависимости от коечной емкости представлены в таблице (таблица 1).
Таблица 1
Площадь земельного участка на 1 койку
Этот документ требует детального изучения при планировании собственной медицинской клиники, но так как он очень большой ( более 70 страниц!!!), для удобства разобьем его на части, в которые при необходимости можно заглянуть не разыскивая по всему документу.
Обратите внимание на пп. 3.1. и 3.4. Это общие требования для всех видов учреждений

Коечная
емкость стационара |
50
|
150
|
300
-
400 |
500
-
600 |
800
|
1000
|
Площадь
земельного участка на 1 койку в м2 |
300
|
200
|
150
|
100
|
80
|
60
|
2.12. Рекомендуемый размер земельного участка
поликлиники рассчитывается на число посещений в смену: 0,1 га на 100 посещений
в смену, но не менее 0,5 га на один объект. Подстанции скорой помощи - 0,2 -
0,4 га на один объект; для размещения транспорта предусматривается отапливаемая
стоянка из расчета 36 кв. м на одно машиноместо. Расстояние стоянки машин
скорой помощи до жилых домов предусматривается не менее 50 м.
2.13. Территория ЛПО должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара. В условиях стесненной городской застройки, а также в стационарах, не имеющих в своем составе палатных отделений восстановительного лечения и ухода, допускается уменьшение площади участка в пределах 10 - 15% от нормируемой, за счет сокращения доли зеленых насаждений и размеров садово-парковой зоны.
В целях предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 метров, кустарники - 5 метров от светонесущих проемов зданий.
2.14. На территории стационаров выделяются зоны:
лечебных корпусов для инфекционных и для неинфекционных больных,
садово-парковая, патологоанатомического корпуса, хозяйственная и инженерных
сооружений. Инфекционный корпус отделяется от других корпусов полосой зеленых
насаждений.
2.15. Патологоанатомический корпус с ритуальной
зоной не должен просматриваться из окон палатных отделений, а также жилых и
общественных зданий, расположенных вблизи ЛПО. В ритуальную зону ЛПО необходим
отдельный въезд.
2.16. Инфекционные, кожно-венерологические,
акушерские, детские, психосоматические, радиологические отделения, входящие в
состав многопрофильных лечебных учреждений, размещаются в отдельно стоящих
зданиях. К инфекционному отделению предусматривается отдельный въезд (вход) и
крытая площадка для дезинфекции транспорта. При соответствующей планировочной
изоляции и наличии автономных систем вентиляции допускается размещение
указанных подразделений в одном здании с другими отделениями, за исключением
противотуберкулезных подразделений. Для инфекционного отделения необходимо
предусматривать отдельный вход.
2.17. На территории хозяйственной зоны ЛПО на
расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов с
твердым покрытием и въездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать
площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка
должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.
2.18. Обращение с отходами медицинских организаций
осуществляются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
3. Требования к зданиям,
сооружениям и помещениям
3.1. Архитектурно-планировочные и конструктивные
решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать
оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса,
соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского
персонала. Высота помещений допускается не менее 2,6 м.
3.2. В медицинских организациях должны быть
созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных
групп населения.
3.3. Структура, планировка и оборудование
помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать
возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической
опасности.
3.4. В каждом лечебно-диагностическом
подразделении следует предусматривать кабинет заведующего, помещение старшей
медицинской сестры, помещения персонала.
3.5. Подразделения (помещения) с асептическим
режимом, палатные отделения, отделения лучевой диагностики и терапии, другие
подразделения с замкнутым технологическим циклом (лаборатория, пищеблок, ЦСО,
аптека, прачечная) не должны быть проходными.
3.6. Структура, состав, функциональное назначение
и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации
с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании
на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 настоящих правил. С целью создания оптимальных условий проведения
лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и
обеспечения безопасности труда медицинского персонала, площади отдельных
помещений могут увеличиваться. Площадь помещений, не указанных в таблице,
принимается по заданию на проектирование и определяется габаритами и
расстановкой оборудования, числом лиц, одновременно находящихся в помещении, с
соблюдением последовательности технологических процессов и нормативных
расстояний, обеспечивающих рациональную расстановку оборудования и свободное
передвижение больных и персонала.
3.7. В медицинских организациях, являющихся
учебными или научными базами, необходимо дополнительно предусматривать учебные
помещения для студентов и курсантов, кабинеты для преподавателей,
самостоятельные вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые).
3.8. Допускается свободная ориентация окон
помещений по сторонам света. Продолжительность инсоляции следует принимать с
учетом требований санитарных норм по инсоляции и солнцезащите помещений жилых и
общественных зданий и территорий.
3.9. Для защиты от слепящего действия солнечных
лучей и перегрева окна, ориентированные на южные румбы горизонта, оборудуются
солнцезащитными устройствами (козырьки, жалюзи).
3.10. При планировке зданий не допускается
размещение под окнами палат помещений травматологических пунктов,
приемно-смотровых боксов, входов в приемное отделение, а также тарных,
загрузочных, экспедиционных и других помещений, к которым имеется подъезд
автомашин для проведения погрузочно-разгрузочных работ.
3.11. Уровни шума в палатах не должны превышать гигиенические нормативы для жилых и общественных зданий.
3.12. Для приема, лечения и временной изоляции
пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них оборудуются
приемно-смотровые боксы, боксы, боксированные палаты.
3.13. Помещения, в которых предусматривается
транспортировка пациентов на каталках/функциональных кроватях, должны иметь
дверные проемы шириной не менее 120 см (для существующих ЛПО - не менее 110
см).
3.14. В медицинских организациях, где проводятся
парентеральные манипуляции с применением многоразового медицинского
инструмента, следует предусматривать центральные стерилизационные отделения
(ЦСО), площадь и состав которых определяется профилем и мощностью учреждения.
3.15. При проектировании прачечных при медицинских
организациях производительность следует принимать из расчета 2,3 кг сухого
белья в смену на 1 койку (в случае круглосуточного пребывания лиц по уходу
добавляется 1 кг), 0,4 кг сухого белья в сутки на одно посещение
амбулаторно-поликлинического отделения (организации).
В медицинских организациях небольшой мощности
допускается устройство мини-прачечных (для стирки спецодежды, полотенец,
салфеток) в составе не менее двух смежных помещений (одно для сбора и стирки,
другое для сушки и глажения).
3.16. В стационарах следует предусматривать
дезинфекционное отделение, состав и площадь которого определяется количеством
обрабатываемых постельных принадлежностей. При отсутствии собственного
дезинфекционного отделения дезинфекция постельных принадлежностей может проводиться
в других организациях, имеющих дезинфекционные камеры.
3.17. ЛПО должны иметь раздельные туалеты для
больных и персонала, за исключением амбулаторно-поликлинических организаций с
мощностью до 50 посещений в смену.
3.18. Во вновь строящихся и реконструируемых ЛПО
для пациентов при палатах предусматриваются санузлы, оснащенные раковиной,
унитазом, душем. Двери в санузлах для пациентов должны открываться наружу.
3.19. Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки
между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок
должны быть грызунонепроницаемыми.
Вывод:
Основная часть представленного документа регламентирует порядок размещения и поиска земельного участка при строительстве крупных медицинских клиник. стационаров, большиц и т.д.
Небольшие частные кабинеты и клиники, не занимающиеся оказанием услуг инфекционного, туберкулезного, психиатрического, наркологического, кожно-венерологического профиля ( исключение дерматолог-консультирование) больных туберкулезного , расшифровываю для вас:
1.Вы можете размещаться в жилых зданиях.
2.Высота потолков не менее 2,6 м.
3.Раздельные туалеты для пациентов и персонала при мощности более 50 посещений в смену, если у Вас 2-3 человека в день, то разрешается иметь 1 туалет.
4.Можно иметь собственную прачечную, состоящую из 2-х смежных комнат.
О том, какая должна быть вентиляция, канализация, отделка помещения читайте в следующем сообщении....
Вывод:
Основная часть представленного документа регламентирует порядок размещения и поиска земельного участка при строительстве крупных медицинских клиник. стационаров, большиц и т.д.
Небольшие частные кабинеты и клиники, не занимающиеся оказанием услуг инфекционного, туберкулезного, психиатрического, наркологического, кожно-венерологического профиля ( исключение дерматолог-консультирование) больных туберкулезного , расшифровываю для вас:
1.Вы можете размещаться в жилых зданиях.
2.Высота потолков не менее 2,6 м.
3.Раздельные туалеты для пациентов и персонала при мощности более 50 посещений в смену, если у Вас 2-3 человека в день, то разрешается иметь 1 туалет.
4.Можно иметь собственную прачечную, состоящую из 2-х смежных комнат.
О том, какая должна быть вентиляция, канализация, отделка помещения читайте в следующем сообщении....
Комментариев нет:
Отправить комментарий